При раскрутке бизнеса или торгового предложения следует помнить, что нужно учитывать показатели рентабельности, окупаемость инвестиций. В маркетинге для оценки эффективности рекламной кампании выделяют несколько индикаторов, но одним из наиболее важных является коэффициент ROI. Показатель ROI указывает на результат инвестиций, на возможные каналы возврата средств после того, как клиент совершил покупку одного товара или услуги (получение прибыли в случае успешных продаж продукта). В этой статье мы рассмотрим, что такое ROI, ROMI и ROAS, как считать показатели эффективности раскрутки, как рассчитать ROI, как увеличить свой доход с помощью этих инструментов.
В первую очередь необходимо понимать, что такое коэффициент ROI (Return on Investment). Это оценочный критерий стратегического развития бизнеса с учетом выбора стратегии, методов раскрутки, каждого вложенного рубля в рекламу. А ROMI (Return On Marketing Investment) и ROAS (Return On Advertising Spend) — это ключевые маркетинговые показатели, которые позволяют делать расчет результативности вложения активов компании в рекламные идеи и получить данные о доходе от уровня удовлетворения клиентов предоставляемыми товарами или услугами. Необходимо проанализировать функции этих коэффициентов оценки рекламных кампаний.
Допустим, мы получили заказ на проведении рекламной кампании с бюджетом в 100 000 рублей. В результате продажи составили 300 000 рублей, а валовая прибыль — 200 000 рублей. В этом случае стоит отметить, что для стабильного финансового положения любой коммерческой компании считается не только доход или валовая прибыль, но и расходы. Еще одной категорией бухгалтерского учета условно называют «возврат», то есть денежные средства, числящиеся на балансе. Следует помнить, что инвестиции в маркетинг — это продвижение бизнеса, которое во многом зависит от экономико-финансовых показателей основной деятельности вашей компании.
Наглядно покажем, как нужно считать ROMI, ROAS и ROI
Как считать ROI:
Формула расчета ROI = (Прибыль от инвестиций — Инвестиции) / Инвестиции × 100%ROI = (200 000 — 100 000) / 100 000 × 100% = 100%
Для расчета коэффициента ROMI используют:
ROMI = (Прибыль от маркетинга — Расход на маркетинг) / Количество инвестиций в маркетинг × 100%ROMI = (200 000 — 100 000) / 100 000 × 100% = 100%
ROAS:
ROAS = Выручка от рекламы / Расходы на рекламу; ROAS = 300 000 / 100 000 = 3
Например, после расчета ROI и ROMI мы получаем одинаковые значения. Это значит, что каждый вложенный рубль пошел в кампанию по развитию бизнеса и нет других метрик для оценки. В данном случае следует отметить, что в реальной жизни компании могут иметь разнообразные способы внедрения новшеств: покупка оборудования, разработка новых продуктов раз в месяц, вложения в исследования и разработки, маркетинговые затраты. В таких случаях ROI и ROMI могут отличаться друг от друга.
Показатель | Фокус | Формула расчета | Пример расчета |
ROI | Эффективность инвестиций | (Прибыль от инвестиций — Инвестиции) / Инвестиции × 100% | 100% |
ROMI | Эффективность маркетинга | (Прибыль от маркетинга — Затраты на маркетинг) / Затраты на маркетинг × 100% | 100% |
ROAS | Эффективность рекламы | Выручка от рекламы / Затраты на рекламу | 3 |
Оптимизация сайта для поисковых систем, также известная как SEO (Search Engine Optimization), является одним из самых выгодных инструментов, если сравнивать все маркетинговые ресурсы для развития бизнеса. ROMI от SEO может быть в несколько сотен раз выше, чем от CPC-рекламы (Cost Per Click), где затраты пропорциональны количеству кликов.
SEO позволяет достигать стабильных и долгосрочных результатов при оптимальных расходах на рекламу. Одним из преимуществ SEO является то, что оно способствует увеличению видимости сайта в поисковых системах, привлекая больше органического трафика. Более того, пользователи, попадающие на сайт, обычно имеют более высокий уровень доверия к бренду и готовность совершать покупки. Если вы хотите, чтобы вложения окупились и на это не ушло много времени, то работать стоит в направлении SEO. Оно является одним из наиболее выгодных вложений в маркетинг для бизнеса с точки зрения ROMI.
Итак, продвигая свой бизнес в поисковых системах с помощью SEO вместе с рекламной кампанией или другими мероприятиями, можно достичь стабильных и долгосрочных результатов в привлечении трафика и повышении видимости бренда. Если его использовать, то можно оптимизировать бюджет и повысить коэффициент возврата инвестиций.
В одном из наших кейсов по продвижению сайта медицинской клиники мы получили ROMI от SEO в 218 раз больше, чем с Яндекс.Директа.
Так что такое ROI, ROMI и ROAS? Это важные investment-коэффициенты, которые помогают оценивать эффективность рекламных кампаний, рентабельность инвестиций в разные инструменты (используемые меры, подходы, проведение мероприятий, прибыль, доход). Нужно знать, как эти показатели различаются между собой, чтобы оценить правильно их роль и принимать обоснованные решения в области маркетинговых инвестиций. Рассмотрев примеры расчетов, можно сделать вывод, что все эти коэффициенты по-своему подходят в тех или иных ситуациях.
Например, показатель ROI в маркетинге подходит для оценки стратегической значимости вложений в целом. Следует его использовать для определения курса, чтобы узнать окупаемость инвестиций, данные по повышению платежеспособности и конкурентоспособности коммерческой организации. ROMI — это метрика, которая специализируется на оценке финансовых результатов маркетинговых мероприятий. Она показывает взаимосвязь между затратами и полученной прибылью. ROAS определяет соотношение выручки от рекламы к затратам. Для расчета ROI, ROMI и ROAS используются специальные формулы.
Для оптимального использования этих коэффициентов в маркетинге нужно выбрать комплексный подход: требуется анализ всех показателей (учитываются даже отрицательные), сколько денег вложили и во что, как эти инвестиции окупились (или нет). Оптимальным выбором станет стратегия, в которой каждый вложенный рубль идет непосредственно в актуальные направления рекламы, в развитие торговой деятельности, в реализацию продукции; при этом все каналы для достижения целей должны быть проанализированы и использованы в равной степени.
Руководству организации следует знать, где клиент получает максимальный эффект удовлетворения его запроса или потребности. Чтобы получить больше прибыли и меньше возврата инвестиций, следует помнить, что вы продаете в первую очередь свою репутацию, образ компании. Если мы говорим про маркетинг, то здесь следует отразить это, привлекая новых потребителей и работая с постоянными покупателями.